Понедельник, 29.04.2024, 06:45
РодительУченикУчительМинистерство образования и науки Российской Федерации



Здоровьесберегающие технологии

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от педагога особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. Кроме того, у них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

Используя в своей педагогической деятельности элементы здоровьесберегающих технологий (проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного дидактического материала; использование зрительно-координационных тренажеров, экологического панно; хорового пения и др.), от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

На большинстве уроках учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления отступают. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогают динамические паузы (физминутки), которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки, и релаксационные паузы.

Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых педагогических технологий. Поэтому на своих уроках во избежание усталости учащихся педагог чередует виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Эмоциональный климат урока, а также включение в него заданий здоровьесберегающего содержания, в совокупности с перечисленными выше методами и приемами, позволяют решать проблему укрепления и сохранения здоровья учащихся.